Телефоны: +7 (985) 222-8377, +7 (926) 237-7014     Адрес: 121099, Москва, Шубинский переулок, д.2/3     Коллегия адвокатов «Адвокат»

Обращение в Европейский Суд по правам человека и предварительное изучение дела. Тому адвокату, кто намеревается обратиться в Европейский Суд по правам человека в интересах своего доверителя, рекомендуется предварительно уяснить для себя следующие вопросы:

1) была ли Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод ратифицирована государством, против которого направляется жалоба, и признало ли оно юрисдикцию Страсбургского суда;
2) является ли предметом жалобы нарушение права, которое предусмотрено Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней;
3) если такое право предусмотрено Протоколом, то ратифицирован ли этот Протокол государством, против которого направляется жалоба;
4) исчерпаны ли все внутренние средства правовой защиты, т. е. пройдены ли все компетентные судебные или иные национальные инстанции;
5) не пропущен ли шестимесячный срок обращения в Страсбургский Суд, считая с последнего окончательного решения в стране.

Очевидно, что все это — необходимые вопросы; к ним с полным основанием и в тех же целях могут быть добавлены еще несколько. Вряд ли заявитель, не обладающий некоторым минимумом юридических знаний, сможет ответить на них без квалифицированной помощи, поскольку бывает достаточно сложен вопрос об использовании всех средств правовой защиты и даже не столь просто определить, как может показаться на первый взгляд, является ли предметом жалобы нарушение права, которое предусмотрено Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней.

Кроме того, Страсбургский Суд не рассматривает жалобы, которые, как ранее упоминалось:

- являются анонимными;
- являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и не содержат относящейся к делу новой информации;
- являются несовместимыми с положениями Европейской Конвенции или Протоколами к ней;
- являются необоснованными;
- представляют собой злоупотребление правом подачи петиции.

Поскольку Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти, он не принимает жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных учреждений.

Порядок подготовки обращения. Таким образом, внимательно изучив Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и в особенности правила приемлемости петиции, и в случае уверенности в своей правоте, можно приступить к составлению заявления в Европейский Суд по правам человека.

Вначале в Европейский Суд по правам человека подается заявление в произвольной форме. Далее через шесть месяцев высылается формуляр.

Особое внимание следует обратить на правильное заполнение формуляра (анкеты) жалобы в Европейский Суд по правам человека, официальный образец которой дан в приложении № 1 к настоящей работе. Этот образец является официальным юридическим документом, и правильность его заполнения может повлиять на права и обязанности заявителя. Для того чтобы правильно заполнить формуляр жалобы, необходимо дополнительно изучить инструкцию (Приложение № 2) и ст. 45 и 47 Регламента Европейского Суда по правам человека. Эти документы помогут правильно заполнить каждый из восьми разделов формуляра. При этом нужно иметь в виду, что несоблюдение условий заполнения формуляра, изложенных в инструкции и в ст. 45 и 47 Регламента Европейского Суда по правам человека, может привести к отказу в регистрации жалобы и, соответственно, невозможности ее рассмотрения.

Подача заявления в Европейский Суд по правам человека требует знания положений Конвенции и определенного опыта. Необходимо внимательно прочитать бланк заявления в данный Суд: заполненный бланк будет являться основанием для расследования приведенных в нем фактов. Этот бланк состоит из восьми разделов, и все они должны содержать информацию в полном объеме. Следует дать четкое, ясное и краткое описание фактов, свидетельствующих о нарушении прав, которые стали причиной подачи заявления. Эти факты надо описать в хронологическом порядке с указанием детального рассмотрения дела в судах и иных органах власти. При этом следует приложить все решения по жалобе. Необходимо обратить особое внимание на указание точных дат всех решений. Ведь, как уже отмечалось, Европейский Суд по правам человека принимает заявление к рассмотрению лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательных решений на национальном уровне.

В заявлении надо обязательно сослаться на статьи Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены, а также указать, с какими конкретными притязаниями заявитель обращался в национальные органы и чего хочет добиться, обращаясь в Страсбургский Суд.

В анкете обязательно следует указать, представлены ли жалобы, являющиеся предметом петиции, в какие-либо другие международные организации или органы, а также решения, которые по ним были приняты.

К заявлению следует прилагать только копии, а не оригиналы документов, поскольку присланные документы обратно не возвращаются.

Если Заявитель хочет, чтобы в ходе судебного разбирательства его имя не разглашалось, необходимо объяснить причины, побудившие к этому. Решение об анонимном разбирательстве принимается Страсбургским Судом в исключительных случаях и должно быть обосновано.

Официальными языками Европейского Суда по правам человека являются английский и французский. Первоначально переписка ведется на русском языке. Однако после решения Страсбургского Суда о признании жалобы приемлемой дело будет рассматриваться на официальных языках Суда. Тем не менее, Европейский Суд по правам человека может решить вести рассмотрение дела на русском языке.

Учитывая сложность составления заявления в Европейский Суд по правам человека и процедуры его рассмотрения, не исключена возможность, что, заявитель решит поручить адвокату или любому другому лицу, одобренному Судом, представлять его интересы. Для этого должна быть оформлена соответствующая доверенность, и после этого вся переписка Страсбургского Суда будет вестись с доверенным лицом.

Европейский Суд по правам человека может решить вызвать для дачи показаний конкретных свидетелей, экспертов и иных лиц. В этом случае Страсбургский Суд решает, кто должен оплатить расходы. В других случаях расходы по вызову определенных лиц оплачиваются Советом Европы, заявителем или другим участником процесса, по просьбе которого они вызываются. Каждый раз это решается Европейским Судом по правам человека.

Обращение должно быть направлено в Европейский Суд по правам человека по следующему адресу:

Council of Europe.

European Court of Human Rights.

67075 Strasbourg Cedex

France.

Несмотря на то, что официальными языками Страсбургского Суда являются английский и французский, заявителю предоставляется право подать индивидуальную жалобу на своем родном языке, который с разрешения Суда может быть использован и при дальнейшем рассмотрении дела.

Жалобы направляются в Европейский Суд по правам человека непосредственно заявителем. Государственные учреждения и Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации не могут быть использованы в качестве посредников для их пересылки адресату.

После получения жалобы секретариат Страсбургского Суда направляет необходимую информацию о дальнейших действиях.

Если жалоба не содержит все необходимые атрибуты, отвечает не на все предварительные вопросы, составлена по произвольной форме, но при всем том свидетельствует о правовой ситуации, заслуживающей внимания Суда, то она не будет отклонена по формальному основанию. Заявителю направят официальный формуляр обращения в Европейский Суд по правам человека, содержащий все обязательные вопросы, а также, если есть такая необходимость, приложат к нему дополнительные вопросы, помогающие уточнить обстоятельства дела и аргументацию заявителя. Тем самым заявителю предоставляется возможность дооформить или даже переоформить жалобу.

В результате этой процедуры создается так называемое предварительное (или временное) досье, и только тогда, когда оно содержит все необходимые исходные материалы, обращение регистрируется и получает порядковый номер. Чем полнее и юридически грамотнее первичное обращение, тем короче эта предварительная процедура, тем быстрее обращение будет зарегистрировано как жалоба.

Вывод: Итак, перед обращением в Европейский Суд по правам человека адвокату в первую очередь необходимо выяснить, будет ли жалоба отвечать всем критериям приемлемости для подачи ее в Европейский Суд по правам человека.

Первоначально жалоба может быть подана в произвольной форме. В последующем в Европейский Суд по правам человека должен быть выслан заполненный официальный бланк жалобы. Правильность заполнения формуляра жалобы может существенно повлиять на права и обязанности заявителя. Для правильного заполнения необходимо изучить инструкцию и ст. 45 и 47 Регламента Европейского суда по правам человека.

Все прилагаемые документы должны быть копиями. Жалобы направляются в европейский суд по правам человека непосредственно заявителем.

После получения жалобы секретариат Европейского Суда по правам человека направляет необходимую информацию о дальнейших действиях.

Для того, чтобы адвокат представлял интересы доверителя в Европейском Суде по правам человека, ему должна быть выдана соответствующая доверенность.

Делопроизводство может вестись как на официальных языках, так и на русском языке – по решению Европейского Суда по правам человека.

Разумеется, не всякое обращение в Страсбургский Суд превращается в зарегистрированную жалобу. Оно может быть отклонено и ранее, если оно не подпадает под компетенцию Суда (например, просьба пересмотреть приговор, вынесенный в национальных судах) или явно не отвечает требованиям, предъявляемым к жалобе (например, анонимные обращения).

На данном этапе заявитель уже сталкивается со множеством проблем, которые ему не под силу решить без профессиональной помощи адвоката. Одна из проблем заключается в правильном толковании статей Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также знании практики Европейского Суда по правам человека. Здесь необходимо сказать следующее: в России все еще наблюдается недостаток литературы, посвященной практике обращения в Европейский Суд по правам человека. Ощущается также отсутствие русскоязычного материала о статистической отчетности Европейского Суда по правам человека, а также материалов конкретных дел, рассмотренных Судом. Человеку, решившему обратиться в Европейский Суд по правам человека также необходимо иметь хотя бы минимальные познания в английском или французском языках, а также быть готовым к тому, что, возможно, придется посвятить какое-то время более детальному изучению иностранного языка.

Еще одна проблема, стоящая на пути обращения Заявителя в Европейский Суд по правам человека – материальная. Для большинства населения дорогостоящие услуги адвоката все еще недоступны, люди пытаются обратиться в суд своими силами – и как результат – решение о неприемлемости жалобы.

По статистическим данным более двух третей зарегистрированных и переданных в секцию жалоб признаются неприемлемыми. В отношении остальных жалоб вопрос об их дальнейшей судьбе решается после так называемой коммуникации, т. е. направления жалобы и материалов дела государству-ответчику, которому предлагается высказать свою позицию по жалобе. В процедуру прохождения дела вступает государство-ответчик.

адвокат
Мы готовы взять на себя трудности разрешения возникших споров.

Звоните: 8(985)222-83-77 , 8(926)237-70-14

Мы готовы оказать Вам квалифицированную юридическую помощь! Звоните!

Щерба А.А.

Щерба Александр
Уголовные дела
Рег. номер : 77/2309
Тел. : +7 (985) 222-8377
scherba@advocat-rus.ru

Павлова Е.О.

Павлова Екатерина
Гражданские дела
Рег. номер : 50/6092
Тел. : +7 (926) 237-7014
info@advocat-rus.ru

Scroll to top